Согласно преданиям, первоначальная версия одежды человека — листья деревьев, затем – шкуры зверей. И лишь когда прикрывать чем-то тело вошло в обычай, появилось понятие моды, а также влияние моды на общество.
От шерсти до мягких полотен
Первым законодателем моды во времена античности считается Греция. Здесь главное в одежде — подчеркнуть совершенство фигуры, где-то прикрыв, а где-то, наоборот, приоткрыв ее изгибы. Как древние греки, так и римляне ценили в нарядах уравновешенность, симметричность и пропорции. Одеяние должно было быть удобным и целесообразным.
Одной из первых вещей, составляющих нехитрый гардероб греков, стал пеплос. Шерстяной наряд был достаточно грубоват и прост. Его создание не требовало кроя. Грубый материал не давал возможности менять форму и конфигурацию моделей одежды.
После того, как с востока стали завозиться мягкие ткани, появился хитон. Его форма была аналогична с пеплосом, различие составлял материал. Мягкость ткани совершенно поменяла внешний вид наряда и предоставила возможность собирать ткань в складки. В хитоны облачались все – от воинов до государственных деятелей. Разница была в длине: короткие носила молодежь, военные, рабочие; длинные – аристократия, женщины, пожилые люди, должностные лица.
Дополнением моды античности были сандалии, ремешки которых обвязывались вокруг голени, и множественные драгоценные украшения. С хитонами часто надевали стафион – пояс из тонкой полоски кожи. С его помощью одежду собирали в изысканные складки. После роскошный древнегреческий гардероб дополнил плащ фарос, надеваемый поверх хитона. Его более дешевой заменой, доступной малообеспеченным слоям населения, стала некая накидка “хлаина”.
Коллекция Chanel весна-лето 2020
Из средневековья в наши дни. Тенденции моды менялись
В средние века мода разных народностей стала понемногу объединяться. Вместе с развитием всех отраслей росло разнообразие расцветок и материала тканей. В результате неизменным осталось обилие драгоценностей, а наряды стали более яркими и разнообразными. Тенденции средневековой моды дополняли высокие завитые прически, нередко заменяемые париками.
Идеалом красоты в эпоху Ренессанса стал костюм итальянского образца. Канули в лету популярная ранее худоба и бледность. Им на смену пришла пышность форм и яркий румянец. Главными особенностями одежды того времени стали просторность нарядов и широта моделей в плечах. Обувь была преимущественно кожаной и также довольно просторной.
Особенность костюмов эпохи возрождения – горизонтальные линии. В этот период округлились ранее острые носы обуви, отошли длинные шлейфы и свисающие рукава, декольте стали меньше, головные уборы – не такими высокими. Детали нарядов больше не выполняли функцию визуального удлинения фигуры.
Отдельную роль моды — следует уделить тканям того времени. Это были качественные полотна парчи, бархата, шелка. Наиболее престижной считалась венецианская парча, украшенная декоративными рисунками. Остальные ткани также часто украшались цветочными орнаментами, либо вышитыми, либо вытканными. Самыми модными расцветками были:
- пурпурная;
- красная;
- зеленая;
- изумрудная.
Начиная с 16 века в Италии – законодательнице моды, яркие, насыщенные оттенки постепенно стали сменяться более темными и практичными. Создавался эффект «взросления» одежды. Она как бы становилась солидной, спокойной и зрелой. Лишь в Венеции предпочтения остались, как и прежде, вместе с яркими тканями – голубыми, золотыми, зелеными и прочими.
Направления в моде начала 20 века вместили в себе два основных понятия – эстетическую привлекательность и целесообразность. Обувь стала более комфортной, появился каблук. В 20-х годах у Коко Шанель возникла идея легендарного классического маленького черного платья. 50-е годы обозначились появлением шпильки, 60-е – мини и высоких обтягивающих сапог.
Современная мода диктует свои условия: она капризна и переменчива, но в тоже время великолепна и изысканна. Она разнообразна моделями, насыщенна многими элементами и дополнениями. Но, приглядевшись, можно заметить, что в истории моды происходит некий круговорот культуры – прошлые тенденции спустя какое-то время снова становятся актуальными, а это значит, что культура прошлых лет влияет и на современный модный процесс.
Таким образом, культура оставляет свой наследственный отпечаток даже на модных тенденциях. И не только в одежде, но и красоте: она постоянно меняется. Если в начале двадцать первого века было модно, чтобы девушка имела хрупкое телосложение, то сейчас мода диктует более “здоровые” идеалы красоты: появляются модели размера плюс и так далее.
Известная модель размера plus-size Эшли Грэхем