Каждый ребёнок — это хрупкая и глубоко впитывающая в себя личность. Первые агенты социализации ребёнка — это его родители, поэтому очень важно завоевать у своего малыша авторитет. Главное — не использовать метод “кнута и пряника”, а давать вариативность выбора и договариваться словесными компромиссами.
Многие родители считают, что если ребенок не слушается и капризничает, то наказание — это верный способ усмирить и заставить подчиняться. Стоит только попробовать наказать ребенка за что-то, и эта процедура появляется все чаще и чаще. Многие детские психологи, утверждают, что любое уличение и наказание собственного ребёнка — крайне неэффективный метод воспитания и даже опасный: ведь кто знает, что затаит в себе детская психика, если родитель постоянно проявлял к нему агрессию в прошлом.
Некоторые считают, что так сдерживают несносные прихоти детей, чтобы им не сходило всё с рук. Иногда просто нет сил пробовать что-то еще. Часто родители считают, что дети, как кошки и собаки, не способны понять неправедность своих действий без наказаний. Или, что их ребенок не способен понимать другие языки общения. Но так родители лишь выражают свое бессилие, злость и недовольство. Мягко говоря, так родители снимают свое напряжение, накопившееся в сложной ситуации. Наказание считается крайней мерой. Но, вспоминая себя в детстве, мы осознаем, что испытывали в ответ на такую жесткую меру резко негативные чувства.
Каждому ребенку в этот момент кажется, что родители его не любят. Они не понимают, что неправильно поступили, а думают, что родители так пытаются навредить, а не помочь. Это и понятно, негативные эмоции всегда вызывают негативный ответ.
На применение силы дети, чаще всего, реагируют плачем, как естественным кличем о помощи, подкреплённой обидой и гневом. Вместо понимания и доверия происходит неприязнь. И это естественная реакция. Как последствие — способно развиться чувство неполноценности.
Можно обойтись без наказания или дополнить его. Общайтесь с ребенком о его чувствах и плохом поведении. Очень часто мы забываем сказать очень важную вещь, надеясь, что окружающие нас и так поймут. Мы забываем говорить о своих чувствах. Да, нас наказывали и мы наказываем. Но было ли понятно в детстве, что чувствовали наши родители?
Мало того, что пользы в наказании нет, так оно через время перестает работать как устрашение. Детям становится абсолютно всё равно кричат на них или гладят по головке.
В любом возрасте детей родителей беспокоит именно их внимание. Под вниманием все психологи подразумевают сосредоточенное восприятие предмета. Существует непроизвольное внимание, которое не требует особых усилий, оно проявляется в связи с ярко выраженными стимулами: цвет, звук и т.д. Произвольное предполагает волевой процесс. Проявляется в момент желания достигнуть своих целей. Послепроизвольное основывается на интересе. Оно проявляется, когда занятие начинает нравиться.
Первое внимание чисто природное, врожденное, а остальные два социальные. Поэтому у новорожденных детей двух последних нет. И так продолжается до десяти месяцев. Когда ребенок начинает осознанно фокусировать внимание на неярких объектах под действием речи или жестов взрослых — проявление произвольного внимания. Но это только зачатки и активно развиваются они только на втором или третьем году жизни.
Послепроизвольное внимание появляется в пять или шесть лет — ребенок без подсказок сам фокусирует внимание на предмете. В школе уже развиваются волевые процессы.
Когда ребенок входит в первый раз в класс, у него во всю работает непроизвольное внимание. Это помогает ему адаптироваться к новой обстановке. Но если учебный материал не очень интересен ребенку, то новизна всего проходит очень быстро. И вполне нормально, что на разные типы учебного материала ребенок реагирует по-разному. Для постоянной концентрации внимания нужно время от времени обращаться к непроизвольному вниманию. Даже в студенческих занятиях более компетентные преподаватели пользуются этим. Изменяют темп и громкость голоса, используют яркие картинки на слайдах время от времени. Используют хлопки и щелчки. Усвоение материала при этом проходит гораздо лучше, чем у тех преподавателей, которые этим не пользуются.
- Учитывать все его особенности и врожденные таланты. Не нужно приучать ребёнка к чтению, если по типу восприятия, он — чистый аудиал. Из него может выйти прекрасный музыкант и другая, ничуть не отличающаяся по полноценности, личность.
Важно проявлять бдительность к своему малышу и не позволять себе навязывать свои иллюзорные идеалы, поскольку ваш ребенок — это тоже личность, которая может кардинально отличаться от вас. - Постоянно разговаривать с ребенком: выводить его на душевные разговоры, всегда интересоваться тем, что он чувствует и хочет в данный момент.
- Показывать своим примером. Если вы требуете у своего ребенка незримых достижений, а сами лежите на диване, то ребенок впитает вашу модель поведения, подкрепляя это тем, что если его родитель позволяет себе личностную стагнацию, то это априори норма. Ребенок закладывает в себя нравственное воспитание, прежде всего, опираясь на родителей.
Таким образом, можно прийти к логическому выводу, что каждый родитель, в первую очередь, должен понимать, что их ребенок — такая же личность, имеющая свои права и особенности. Дабы завоевать его авторитет придется пройти не мало преград и трудностей, но что не сделаешь ради благополучия собственного чада?