Самостоятельность – это способность сделать что-либо своими силами, не прибегая к посторонней помощи. Ребёнок рождается совершенно беспомощным и зависимым от родителей. Они его кормят, укладывают спать, одевают, выводят на прогулку.
Но дети очень быстро учатся и с опорой на исследовательский интерес стремятся к самостоятельности. Схватить погремушку, держать головку, ползать и потом ходить – вот первые действия малыша. Дальше – больше.
И здесь многое зависит от реакции родителей на стремление детей к самостоятельности. Кто-то с радостью отдаёт малышу свободу в разумных пределах, а кто-то чувствует себя ненужным и препятствует развитию ребёнка.
В статье приведены рекомендации, как научить ребенка самостоятельности, а также описаны действия, которые он учится делать без помощи родителей.
Что делает самостоятельный малыш?
Ребёнок постепенно отвоёвывает себе право на самостоятельность, и задача родителей не спешить и не тормозить его развитие. Каждый малыш двигается в своём темпе, и очень важно его чувствовать.
Вот какие основные этапы охватывает воспитание самостоятельного ребенка:
- Самостоятельное употребление пищи. Пожалуй, это самый красочный и яркий этап развития ребёнка, ведь каждый приём пищи стены и пол на кухне, одежда мамы и малыша оказываются перепачканной едой. Это нормально, к этому надо попытаться относиться философски и дождаться, когда пухлая ручонка младенца будет держать вилку и ложку устойчиво и целеустремлённо подносить её ко рту без потерь.
- Самостоятельные навыки гигиены. Умывание, чистка зубов, регулярный душ… Многим детям это лениво и неинтересно, а слишком усердные атаки родителей могут отпугнуть и вызвать отвращение к водным процедурам. Важно проявить терпение, применить воображение и превратить умывание в захватывающее приключение. Не помешают также короткие рассказы и сказки о пользе гигиены для здоровья.
- Самостоятельное засыпание. Малышам страшно засыпать в одиночестве, здесь не стоит торопить события, иначе страх темноты может остаться и во взрослом возрасте. Многочисленные исследования показали, что детский совместный сон с родителями благотворно сказывается на развитии их мозга, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы слегка подвинуться или придвинуть детскую кроватку вплотную к взрослой. Когда придёт время, ребёнок сам захочет переселиться в отдельную комнату.
- Самостоятельная игровая деятельность. Совместная игра – это время, когда родители и дети находятся вместе, наслаждаются общением. Постепенно ребёнок учится играть с ровесниками или в одиночестве. Чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким и отвергнутым, иногда полезно присоединиться к его игре по его просьбе. Напитавшись родительским вниманием, малыш будет спокойно играть самостоятельно.
- Самостоятельное одевание. Всевозможные пуговки, кнопки, шнурки вводят детей в уныние. Важно создать спокойную обстановку и организовать время так, чтобы ребёнок мог повозиться со шнурками 15-20 минут. Навыки самообслуживания зависят от спокойствия родителей. Как ребёнку стать самостоятельным, если мама или папа стоит над душой и криком подгоняет?
- Самостоятельное чтение. Многие родители сейчас сокрушаются, что их дети не приучились к чтению и не видят в книгах ничего интересно. Это неудивительно, ведь мультики и игры на телефоне/компьютере более динамичные и яркие. Однако умение читать – важный навык самостоятельности в 6 лет, который значительно облегчит адаптацию к школе. Как же приучить ребёнка к чтению? Демонстрировать свой пример и предлагать интересные книги, соответствующие увлечениям малыша.
- Самостоятельный труд. Когда дети ещё маленькие, от 3 до 7 лет, они с удовольствием помогают родителям с уборкой: протирают пыль, моют посуду. Для них это игра. Потом, примерно в 7 лет, они понимают истину, что эта унылая рутина, и всячески стараются увиливать от неё. Важны договорённости, системы просьб и поощрений, чтобы у ребёнка была достойная мотивация.
- Самостоятельное обучение в школе. Первый класс – стресс для детей и их родителей. Постепенно родители отходят на второй план, в тень, предоставляя детям следить за своими уроками и оценками.
- Самостоятельные прогулки. Пожалуй, один из последних этапов развития ребёнка, когда родители отпускают его одного во враждебный внешний мир. Каждая прогулка, когда ребёнок без родительского контроля, несёт в себе потенциальный риск, и важно выстроить такие доверительные отношения, чтобы ребёнок сам тянулся к родителям, чтобы поделиться с ним событиями, мыслями и эмоциями.
- Самостоятельные решения. Этот навык и многим взрослым даётся нелегко. Многие привыкли полагаться на более авторитетного, опытного, знающего. Здесь скрывается не что иное, как страх взять на себя ответственность за свои решения и их последствия. Чтобы помочь своему ребёнку совладать с этим страхом, не нужно ругать его за ошибки, а нужно учить его относиться к ним, как к опыту и развитию.
Это основные действия, выполняя которые ребёнок учится обслуживать себя самостоятельно. Эти навыки пригодятся ему во взрослой жизни, станут ему опорой.
Рекомендации для родителей
Чтобы приучить ребёнка к организованности и самостоятельности, родителям нужно сдерживать свои порывы. Это нелегко, особенно для перфекционистов, которые при виде неправильно почищенной картошки или не до блеска отмытого пола впадают в истерику.
Приведённые ниже рекомендации помогут научить детей самостоятельности и сохранить здравомыслие.
- Проявить терпение и снисходительность. Увидеть различия между собой и ребёнком. У активного, общительного родителя может расти пугливый и медлительный малыш, и это нормально.
- Снизить требования. Не стоит требовать блистательного результата с первой попытки, ведь это невозможно. Цель здесь – постепенное развитие, шаг за шагом. И каждое действие, выполненное самостоятельное, пусть даже не идеально, достойно похвалы.
- Понизить уровень контроля. «Недостаток» самостоятельных детей в том, что они неудобны. Они могут не слушаться, а многих родителей это бесит. Как научить детей самостоятельности, если направлять их каждый шаг и требовать беспрекословного подчинения? Возможно ли это?
- Лениться. Опытным путём установлено: самостоятельные дети растут у ленивых родителей. При сохранении необходимого баланса дети получают пространство для маневров, могут сами приготовить себе еду, подготовить себе одежду для прогулки, сделать уроки. А всё потому, что родители слишком ленивы, устали или заняты, чтобы делать все действия за детей. Баланс важен для того, чтобы дети не чувствовали себя отверженными, но с пониманием относились к тому, что в данный момент времени нужно сделать то или иное без помощи родителей.
Заключение
Навыки самостоятельного ребёнка не возникают в одночасье. Не бывает такого, что малыш учится обслуживать себя за один день. Сначала он наблюдает за действием родителей, потом выполняет его с их помощью, объём которой становится всё меньше и меньше. Наконец, участие родителей сводится к минимуму.
Качества, приобретённые ребёнком, сохраняются и становятся свойствами его личности во взрослом возрасте. И от родителей зависит, что возьмёт их ребёнок с собой в свободное плавание: низкую самооценку или уверенность в себе, выученную беспомощность или исследовательский интерес к жизни.
Автор статьи: психолог, мотивационный
оратор, автор проекта @stopabuse01 —
Ольга Таратон